Самым крутым психологом двадцатого века - круче Милгрэма и Зимбардо, не говоря уже о Фромме с Берном - мне представляется Мартин Селигман, человек, исследовавший выученную беспомощность.
Выученная беспомощность - это вот что. Вот у вас есть собака, которую вы сажаете за загородку и бьете там электрическим током. Нормальная собака рано или поздно догадывается, что через загородку можно перепрыгнуть, чтобы ток прекратился. А вот собака, которую до этого уже били током в таких условиях, когда ей было некуда выпрыгнуть, даже не попытается это сделать. Она ляжет на пол и будет скулить.
Проблема не в токе. Проблема в неконтролируемости среды. В отсутствии логической связи между твоими действиями и реакцией окружающего мира. Если реакция всегда положительная, это тоже деморализует. Те, кто привык к неконтролируемости среды, довольно быстро оставляют всякие попытки на нее влиять. Людей в экспериментах обычно током не бьют, им просто дают заведомо нерешаемую головоломку - после того, как они какое-то время над ней побьются, у них резко снижается способность справляться с решаемыми головоломками.
А что касается селигмановских собак - с ними есть потрясающая вещь. Развитие выученной беспомощности зависит от последовательности экспериментов в жизни животного. Если собаку сначала обездвижить в павловском гамаке и бить током, то потом, в загородке, она уже не будет пытаться выпрыгнуть. А вот если ее прежде всего посадить в загородку, из которой она может выпрыгнуть (или в гамак, но так, чтобы она могла нажимать носом на кнопку и останавливать ток), а уже после этого подвергнуть неконтролируемому стрессу - то способность перепрыгивать через загородку никуда не денется. У собаки уже есть опыт победы. Ее уже так просто не сломить.
Экспериментальная психология как бы говорит нам: иметь опыт победы - это самое главное в жизни, и ради этого стоит лезть под ток.
http://asena.livejournal.com/575273.html